Почему в Украине профессия риэлтор не является престижной?

Ещё в 2004-2014м одними из самых вожделенных являлись профессии прокурора, таможенника, налоговика. 
Не политика, не бизнесмена, а контролирующих органов!
Не мне вам объяснять, почему так сложилось. Я просто хочу, чтобы вы об этом задумались. 
Говорят, чтобы человек понял, что в его жизни что-то не так, нужно довести ситуацию до абсурда.

Я приведу пример.

В сказочной стране «днр» (автокорректор пишет «дно», пришлось исправлять) есть небольшое количество коммерсантов, которые приняли конформистскую позицию. Они сказали себе: «А что изменилось? Мы, как писал незабвенный понукаемый ныне Владимир Высоцкий, «всегда так живем». Мы платили сначала рэкету, потом налоговикам, мы привыкли жить в «предлагаемых обстоятельствах», не все ли равно, будем платить «Новым хозяевам жизни». 
Однако. 
Однако, открывшиеся магазины и мелко-лавочные бизнесы или отжимались не в меру голодными «революционерами-республиканцами», либо обкладывались непомерной данью. «Дань» составила 20% от дохода. 
И Коммерсанты, сцепив зубы и кулаки, затянув ремни на отощавших животах, принялись платить. «А что делать?- вещали они,- мы не хотим на подвал». 
Шли дни и месяцы, «жирок» нарастал, и Коммерсанты совсем было уверовали, что и при этой власти можно так себе, ничего, жить. Человек ведь ко всему привыкает!
Но внезапна!,- как пишет блогер всех времён и народов Фашик Донецкий,- начались на коммерсантов «наезды» в духе 90х. 
Маски-шоу, мордами в пол, автоматами наружу. 
- Что такое,- вскипели коммерсы,- мы платим налоги!
- Плевать нам на ваши налоги! Вы дойные коровы, и мы будем вас доить! Дали обрасти жирком- ободрали. Отдали все, что нажили нечестным трудом, отдайте молодой развивающейся республике! А не нравится - валите через блок-посты и там свои правила устанавливайте!
Пригорюнились коммерсы. Это как же? Сколько не работай честно , все равно придут и раскулачат?.. 

Почему я подняла эту тему? До тех пор, пока нас, предпринимателей, будут держать за дойных коров, а не спасителей отечества, мы будем погрязать в совке. В худшем его проявлении..

Правда, за это придётся пожертвовать оплатой полноценных налогов. 

Недавно посмотрела уже давний фильм с Мэрил Стрип «Маргарет Теччер». Смотрится совершенно по-другому в свете последних событий. Советую, посмотрите. На многие вещи посмотрите по-иному.

 

Итак, почему же так вышло в нашей стране, профессия риэлтор не является престижной?

Профессия специалист по недвижимости (или агент) зародилась на просторах Украины вместе с начинающимся капитализмом. 
Помните биржу «Алиса» Германа Стерлигова с симпатичной собачьей мордахой на эмблеме?

Первые сделки (не с недвижимостью, поскольку недвижимость станет товаром только в конце 1992го года) проходили через биржу. Помню, один знакомый брокер, которому брат, уже тогда первый в стране легальный миллионер, купил место на бирже, рассказывал : 
“Представляешь, я за первый день «отбил» вложенные в покупку места 50000 рублей! Продал эшелон леса! 5% с Эшелона - это тебе не игрушки!”

Торговали акциями предприятий, скупали Чубайсовские ваучеры и на них приобретали Акции. 
В то время легко создавались и также легко рушились состояния. 
Обалдевшие от возможностей легкого заработка новые буржуа и купцы, проигрывали и пропивали годовые зарплаты своих мам и пап. Пять брокерских процентов за посредничество на бирже никого не удивляли, и он считался вполне справедливым. 
Я ещё помню времена, а я пришла в профессию риэлтор в мае 1993-го, когда платить брокеру (агенту по недвижимости) было престижно. 
Такой «золотой» для недвижимости век продолжался вплоть до конца 90-х. Кризис 1998-го, когда только появившаяся гривна сначала упала в 2 раза, а потом ещё в 2,5, показала всем, что деньги таки надо сохранять, и «так будет не всегда».

 

В августе 1999го в Донецке, городе, который до этого вольготно себя чувствовал в партнёрстве - ведь мы адепты капитализма, разве не так? - появился новый «бренд». 
На компанию вначале не обратил внимания никто из активных игроков рынка, и зря. 
Монстр под скромным названием «Стройинвест» начал агрессивную рекрутинговую компанию, набирая какое-то несметное количество тетушек, бабушек, диспетчеров на телефонах, которым сразу со старта предлагали $300 в месяц зарплаты. В тот год и на $100 можно было жить, не бедствуя.

После такой экспансии на рынок, компания вышла с «уникальным торговым предложением»: услуги по покупке 1к квартиры - $100, 2К - $200, 3к - $300. 
Рынок недвижимости вздрогнул и лёг.

Игроки рынка недвижимости пытались урезонить зарвавшегося «коллегу», но все потуги были напрасны. 
5% за услуги риэлтора стали восприниматься как обдираловка. И не важно, что новоявленные бизнесмены из «Стройинвеста» не отвечали практически ни за что, не брезговали откровенной липой. Ведь главным был вал.

 

Когда потребители рынка недвижимости разобрались, что к чему, в большинстве случаев вернулись в лоно «мастодонтов» рынка. Но доверие к услуге было подорвано. Впервые «кинуть» риэлторов стало доблестью. 
«Новые украинцы» обеднели в связи с кризисом, и торговались за каждую копейку. 
«Если они сами допустили демпинг на своём поле, почему мы должны за это платить?» - возмущались они. 

А сами риэлторы стали вырывать друг у друга кусок хлеба. Демпинг - это самое меньшее зло, которое сотворили стройинвестовцы и их последователи. 
«Играя на поле по правилам, много не заработаешь», - говорили те, кто пришёл после. 
И принялись выхватывать из-под носа коллег-риэлторов квартиры, обходить, кидать и соглашаться на любые условия, лишь бы заработать.

Те, кто ещё помнил «золотой век», брались за голову, проводили съезды, как Ассоциация Специалистов Недвижимости Украины (АСНУ), пытались восстановить утраченное доверие к риэлторам. Лоббировали закон о риэлторской деятельности. Но когда проект попадал к чиновникам, от закона оставались рожки да ножки. И риэлторы снова уходили ни с чем.

 

Что же такого должны делать (а некоторые уже делают) риэлторы, чтобы клиент платил деньги за услугу с удовольствием?

Ещё один экскурс в историю предмета. 
В «золотой век» агенту по недвижимости платили высокие комиссионные за информацию. Помните этот лозунг: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»? 
В 90-е и до начала нулевых этот лозунг, действительно, отражал ситуацию на рынке недвижимости. 
Имена агентов по недвижимости, обладающих «ЗНАНИЕМ», передавали из уст в уста. Приватизированных квартир было мало. Агентам реально платили за информацию. С появлением интернета и его развитием информация перестала быть достоянием избранных. 

И тогда риэлторы придумали, за что ещё им следует платить. Вы помните? 
В те годы за все платил покупатель. Это ведь ему сначала продавали информацию, затем помогали оформить документы, взять справки из БТИ, проверить квартиру через ЖЭК, паспортный стол, милицию...

И в перечне услуг риэлтора было написано: 
- Юридическая чистота документов . 
- Проверка денег (и агент на самом деле научился наощупь отличать настоящие купюры от фальшивых). 
 
Однако вскоре и эти функции Покупатель прекрасно научился делегировать юристам, банкам, нотариусам. 
В период роста 2005-2008гг бизнесмены деньги особенно не считали, важно было успеть купить недвижимость, пока не подорожала. И риэлторы получили отсрочку. 
 
2008й год прогремел громом среди ясного неба. Телефоны молчали, как отрезанные. Покупатели недвижимости затаились, зажав в кулачки сохранённый кэш. Зато активизировались собственники недвижимости. Обычное утро 2008-го - начала 2009-го выглядело так: приезжал очередной супер-бизнесмен, который взял 10 магазинов и какой-нибудь автомобиль класса люкс в кредит, и слезно просил продать хоть что-нибудь из списка!
Наличка стала таким же дефицитом, как квартиры в начале 1993-го . Старые схемы перестали работать. Рынок недвижимости начал требовать новых правил. «Верхи не хотят, низы не могут». 

Помню наш «антикризисный автопробег» в Симферополь на тренинг для риэлторов Артура Оганесяна, который организовал Дима Майоров. 
 
Мы с партнерами сели в машину и поехали в Крым. Вечером после 1-го дня тренинга мы сидели во дворе арендованного нами комфортного дома и говорили: «Это очень круто! Но в Донецке это работать не будет! Собственники не станут платить риэлторам! В Киеве - возможно. В Симферополе и Запорожье - да. Но вот у нас - никогда!»
 
Вернувшись домой, я собрала сотрудников и сказала: «С сегодняшнего дня работаем только по письменному контракту и только с оплатой от собственника недвижимости. Потому что мы не «помогатели» покупать, не «решалы жилищных проблем населения», а ПРОДАВЦЫ недвижимости». 
- Ты съездила? Послушала? Молодец! - сказали мне мои подчинённые. А теперь успокойся и забудь. Иначе завтра нам нечем будет платить за коммунальные офиса».

Здесь должен быть конец 1го акта. 

И акт 2й. Спустя 6 месяцев. 
 
- Представляешь, эти придурки претендуют на комиссию от покупателя недвижимости! Кто им заплатит? За что покупатель будет платить? За то, что они взяли Квартиру в сети, запустили ее в рекламу и поймали на крючок покупателя?!
 
Это был прорыв. В сознании риэлторов стала укореняться мысль, что риэлтор - это продавец. Это слово перестало быть ругательным. Мы, риэлторы, нужны собственнику недвижимости.

 

Что собственник недвижимости может сделать сам? 
1. Примерно определить стоимость квартиры, корректность которой может колебаться от 25 до 30% от реальной. 
2. Выставить Квартиру на свободный рынок, дать объявление и ждать хоть кого-то, кто придёт и предложит адекватные (по его мнению) деньги. 
3. Пойти самому к нотариусу и оформить сделку. 
 
Что может сделать риэлтор, если продажа недвижимости будет поручена ему?
1. С максимальной точностью определить стартовую (маркетинговую) стоимость недвижимости, с которой можно выходить на рынок. Проведя анализ из открытых и инсайдерских источников, используя базу спроса прямых покупателей и покупателей коллег. 
2. Выставить квартиру на рынок недвижимости с привлекательной для рынка ценой. Собрать все возможные предложения, сконцентрировать спрос на квартиру и выбрать из них максимальное, которое сделает самый мотивированный и самый платёжеспособный покупатель недвижимости. 
3. Провести переговоры с риэлтором, представляющим интересы покупателя недвижимости, предложив ему часть своих комиссионных от собственника недвижимости. При этом каждый из риэлторов защищает интересы своего клиента, что абсолютно этично в данной ситуации. 
4. Подготовить все документы для продажи и провести максимально комфортно для всех участников сторон сделку купли-продажи квартиры.
5. Получить благодарность от своего клиента и рекомендации для последующей работы. 

В чем сейчас проблема риэлторов?

На рынке недвижимости нет единых правил игры. Но, Слава Богу, у риэлторов сейчас уже появилось понимание, что без объединения в одну сильную общественную организацию, которая будет лоббировать не только интересы риэлторов, но и интересы потребителей, уже не обойтись! Организация, которая возродит доверие к риэлторской услуге и установит раз и навсегда Правила, от которых выиграют все участники рынка недвижимости.

Сколько мы ещё будем ходить впотьмах? 40 лет?

  

 Елена Маленкова